Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Личная страница Мезенцевой Татьяны Анатольевны

ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно – нравственное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Социальное
Программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на факультативе учащиеся мало пишут и много говорят. Здесь используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- Игровая;
- Теоретическая;
- Практическая.
Очень нравятся детям шутки, прибаутки, докучные сказки, скороговорки, пословицы. Игра «Узнай пословицу, продолжи её», «Составь пословицу». Минутки юмора. Маленькие инсценировки. Игра «Создай образ любимого героя».
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Программа предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры: Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?». Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий использую принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Что особенно нравится детям.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста призвана начать формирование у младших школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. В ходе внедрения программы дети начинают освоение таких понятий: Родина, страна, государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др., которые являются основой для развития личности.
Формы реализации программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов. Это темы: моя родословная, я и моё имя, история моей семьи, семейные обязанности и традиции. На занятиях мы рассматриваем презентации, разговариваем, рассуждаем, рисуем и фантазируем.